Зайцева Т.А.

З.Н. АМБАРЦУМЯН – ВЫДАЮЩИЙСЯ УЧЕНЫЙ, СПЕЦИАЛИСТ В ОБЛАСТИ БИБЛИОТЕЧНОЙ КЛАССИФИКАЦИИ И СИСТЕМАТИЧЕСКОГО КАТАЛОГА
(К 100-летию со дня рождения)

Захарий Николаевич Амбарцумян (1903–1970) – известный советский библиотековед, специалист в области библиотечной классификации и систематического каталога, профессор Московского государственного библиотечного института. Предметом глубокого изучения и анализа в трудах З.Н. Амбарцумяна были проблемы, связанные с каталогами. Свои статьи, учебники, пособия он посвящал вопросам, связанным с систематическим каталогом и системами библиотечной классификации, так как в библиотековедении в 30-е гг. проблемами теории и практики каталогов, в том числе и систематических, серьезно не занимались, а если и занимались, то речь шла об отмирании систематического каталога или вытеснении его предметным. Кроме того, продолжались споры о порядке расстановки карточек в систематическом каталоге (алфавитный или обратнохронологический), а также о роли открытого доступа (часть библиотекарей считала, что открытый доступ к фондам приведет к снижению роли каталогов в обслуживании читателей, к полному отказу от каталогов) и др. проблемы.

С четырнадцати лет одновременно с учебой в школе Захарий Николаевич начал работать в библиотеках. После окончания школы поступил на филологический факультет Московского университета, но университет не окончил. До середины 30-х гг. он более чем полтора десятка лет работал в библиотеках. В процессе практической деятельности в библиотеках он приобрел обширные знания путем самообразования. В 1934 г. был принят в первую группу аспирантов Московского государственного библиотечного института (МГБИ). С того времени и до конца своей жизни он работал в институте. Занимал разные должности: преподавателя, доцента, проректора по учебной работе, заведующего кафедрой, профессора кафедры библиотековедения.

Предполагая заниматься в аспирантуре библиографией по естественным наукам, Захарий Николаевич поступил на кафедру библиографии к Л.Н. Троповскому. Но в те годы по поручению Н.К. Крупской Л.Н. Троповскому пришлось серьезно заняться вопросами библиотечной классификации. По просьбе своего руководителя Захарию Николаевичу пришлось тоже переориентироваться. В тот период он изучал мировую литературу по классификации, что позволяло ему делать хорошее знание иностранных языков, знание библиотечной практики и профессиональной литературы, а также эрудиция самого аспиранта. В 1938 г. вышло первое отдельное издание таблиц десятичной классификации в переработке Л.Н. Троповского. Таблицы "Троповского-Амбарцумяна" имели широкую известность в стране. Различные их издания и варианты использовались библиотеками в период с 1938 по 1976 г. Во всех массовых библиотеках началась перестройка систематических каталогов в соответствии с новыми таблицами. В помощь библиотекам коллективом авторов, в числе которых был Захарий Николаевич, были подготовлены и изданы практические указания, которые так и назывались "Переклассификация библиотечного фонда" (1939). Кроме того, он получил ответственное задание подготовить первое издание таблиц библиотечной классификации для детских библиотек. В 1941 г. накануне войны таблицы для детских библиотек с указанием авторства З.Н. Амбарцумяна (под редакцией Л.Н. Троповского) были изданы, а затем переизданы в 1947 г.

С первых дней Великой Отечественной войны Захарий Николаевич, окончив офицерские курсы "Выстрел", служил в передовых частях действующей армии (командиром взвода, командиром роты, командиром полка). В 1943 г. после серьезного ранения получил отпуск и вернулся для лечения в Москву. 7 декабря 1943 г. майор Амбарцумян защищает в МГБИ диссертацию на тему "Классификация книг и систематический каталог". Материалы диссертации впоследствии стали первым в истории нашей страны учебником по систематическому каталогу, который был издан после войны в двух частях.

В янв. 1944 г. Захарий Николаевич вернулся на фронт. Начальником оперативного отдела 57-й армии 3-го Украинского фронта, подполковником участвует в освобождении Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии и заканчивает войну в Австрии. За разработку крупных военных операций был награжден полководческими орденами (Орден Богдана Хмельницкого, Орден Александра Невского) и другими боевыми наградами.

В декабре 1946 г. Захарий Николаевич возвращается к преподавательской работе в МГБИ. Он написал около 70 книг и статей. Особое место в его работах занимали проблемы библиотечных каталогов. Основные вопросы касались теории и истории, методики и практики ведения каталогов. Кроме основного курса "Библиотечные каталоги", который он читал на протяжении многих лет, он вел спецкурсы: "Каталоги в условиях открытого доступа", "Современные проблемы библиотечно-библиографической классификации". Они помогали студентам понять те проблемы, которые стояли перед библиотекарями того времени.

Кроме того, Захарий Николаевич на протяжении многих лет исполнял обязанности заместителя директора института по учебной работе, руководил кафедрой библиотековедения, был членом Ученого совета института и Совета по защите диссертаций, вел активную работу в ученых советах ГБЛ, ГПНТБ, ВКП, участвовал во многих научно-практических конференциях. Его доклады, лекции с огромным интересом слушали библиотекари многих городов России. Плодотворно работал в редколлегиях журнала "Библиотекарь" и сборника "Библиотековедение и библиография за рубежом". Многие его труды переведены на иностранные языки.

З.Н. Амбарцумян был председателем двух комиссий, деятельность которых обеспечила широкое распространение ББК. Кстати, дальнейшая разработка альтернативного ряда цифровой индексации ББК была завершена его учеником Эдуардом Рубеновичем Сукиасяном. После смерти Захария Николаевича, руководство этой комиссией возглавила его ученица С.И. Иванова, которая впоследствии, в числе других была удостоена в 1981 г. Государственной премией за работу в области ББК.

Ученики З.Н. Амбарцумяна – Э.Р. Сукиасян и Л.В. Хортюнова продолжили развитие его идей в области теории и методики систематического каталога. Лидия Васильевна Хортюнова занималась проблемами теории и методики систематического каталога в детских и школьных библиотеках. Эдуард Рубенович Сукиасян с 1974 по 1994 г. в Государственной библиотеке СССР им. В.И. Ленина возглавил коллектив, ведущий научно-исследовательскую работу по систематическому каталогу в широком спектре направлений. Под его руководством было проведено Всесоюзное совещание по проблемам систематизации и систематического каталога (Москва, 1984), подготовлены ретроспективные библиографические указатели, сборники научных трудов и множество практических и методических пособий для библиотечных работников. В свою очередь, под руководством Э.Р. Сукиасяна его аспирантами – молодыми учеными (Т.Н. Ахалая, В.А. Погореловой, Л.Б. Зупаровой, С.Е Демидовой и др.) в качестве диссертационных исследований продолжались работы по исследованию систематического каталога в новых направлениях. Лидия Васильевна, проработав много лет в Московском государственном библиотечном институте, затем в институте культуры воспитала и подготовила молодых преподавателей, которые изучали и продолжали дело З.Н. Амбарцумяна.

Для собственных аспирантов Захарий Николаевич являлся научным руководителем, а для следующих поколений, избравших для исследований те же проблемы – идейным руководителем. Многие идеи З.Н. Амбарцумяна получили дальнейшее развитие в трудах десятков исследователей, поэтому с полной ответственностью можно говорить о наличии школы Амбарцумяна, которая увеличивается по мере вливания в нее представителей следующего поколения – последователей идей известного советского библиотековеда, специалиста в области библиотечной классификации и систематического каталога, профессора и просто человека, обладавшего замечательными человеческими качествами, такими, как: искренность, отзывчивость, скромность, безукоризненная честность и принципиальность.

Hosted by uCoz